Промежуточный отчёт экспериментальной деятельности

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ОТЧЕТ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по проекту «Апробация педагогической системы формирования этнической культуры в процессе учебно-исследовательской и производственной деятельности учащихся» 

2017/2018 учебный год

 

Рассмотрен и утвержден на инструктивно-методическом совещании учреждения образования «Гомельский государственный профессионально-технический колледж народных художественных промыслов».

Протокол № 7 от 29.03.2018г.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ОТЧЕТ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по проекту «Апробация педагогической системы формирования этнической культуры в процессе учебно-исследовательской и производственной деятельности учащихся» в учреждении образования

«Гомельский государственный профессионально-технический колледж народных художественных промыслов»

  1. Руководитель (консультант) проекта: Касьяник Елена Леонидовна, проректор по учебной работе УО «Республиканский институт профессионального образования», кандидат психологических наук, доцент.

 

  1. Цель экспериментальной деятельности учреждения образования «Гомельский государственный профессионально-технический колледж народных художественных промыслов» в 2017-2018 учебном году – определение уровня этнической культуры учащихся (знание фольклора, истории, традиционных обрядов, ритуалов своего народа и их соблюдение).

 

  1. Задачи экспериментальной деятельности учреждения образования «Гомельский государственный профессионально-технический колледж народных художественных промыслов» в 2017-2018 учебном году:

 

  1. Определение теоретико-методологических оснований разработки педагогической системы  формирования этнической культуры в процессе учебно-исследовательской и производственной деятельности учащихся;
  2. Определение диагностического инструментария изучения уровня сформированности этнической культуры у учащихся;
  3. Изучение уровня сформированности этнической культуры у учащихся;
  4. Разработка структуры и содержания педагогической системы формирования этнической культуры в процессе учебно-исследовательской и производственной деятельности учащихся;

 

  1. Гипотеза исследования основана на том, что если организовать работу по формированию этнической культуры у учащихся в процессе учебно-исследовательской и производственной деятельности на примере знаний фольклора, истории, традиционных обрядов, ритуалов своего народа и их соблюдение, то можно:
  • сформировать и укрепить представления об повседневном укладе жизни белорусского народа;
  • укрепить приверженность традиционному укладу;
  • развитие знаний фольклора, истории, традиционных обрядов, ритуалов своего народа.

 

  1. Критерии и показатели эффективности экспериментальной деятельности.

 

 

Критерий

Показатели

Когнитивный 

уровень знаний о традиционных обрядах белорусского народа

уровень знаний о фольклоре, истории, ритуалов  белорусской культуры

Эмоционально-оценочный

отношение к своей этнической принадлежности;

отношение к системе этнических ценностей родного народа;

оценочные суждения, характеризующие отношение к традиционному укладу жизни, нравам, обычаям

Идентификационный

уровень сформированности этнической идентификации

ощущение своей сопричастности к делам одной этнической общности

 

  1. Сроки проведения экспериментальной деятельности в 2017-2018 учебном году:

1-й этап – сентябрь 2017 г. (организационный: определение методики исследования, разработка программы ЭД на 2017-2018 учебный год, подготовка материальной базы ЭД, создание условий для коллективной творческой деятельности по ЭД);

2-й этап – октябрь 2017 (прогностично-проектировочный: Изучение теоретических и практических исследований и разработок по вопросам разработки педагогической системы формирования белорусской культуры; методической, психологической и социально-педагогической литературы по теме проекта; основополагающих идей, подходов, принципов, методов, форм. Анализ: научно-методического обеспечения; состояния учебно-методической базы колледжа);

3-й этап – октябрь 2017 – апрель 2018 (практический: проведение констатирующего эксперимента, изучение уровня сформированности этнической культуры у учащихся, разработка структуры и содержания педагогической системы  формирования этнической культуры в процессе учебно-исследовательской и производственной деятельности учащихся; внедрение в образовательный процесс разработанного учебно-программного, методического обеспечения)

4-й этап – апрель 2018 г. (обобщающий: обработка и анализ полученных результатов, соотнесение их с целями и задачами проекта, анализ полученных результатов, оформление результатов ЭД).

 

  1. Перечень учреждений образования, на базе которых осуществляется экспериментальная деятельность:

Учреждение образования «Гомельский государственный профессионально-технический колледж народных художественных промыслов»;

Учреждение образования «Бобруйский государственный колледж имени А.Е.Ларина Могилевской области.

 

 

 

  1. Количество участников экспериментальной деятельности:

 

Учреждение образования

Кол-во педагогов

Кол-во экспериментальных

групп

 

Кол-во контрольных групп

 

Кол-во

уч-ся в экспериментальных группах

Кол-во

уч-ся

в контрольных группах

«ГГПТК НХП»

3

2

1

43

28

 

 

Экспериментальные группы:

 

Группа 3Д (23 учащихся),  Сапегина Ольга Игоревна

2-19 01 01

«Дизайн» (по направлениям)

Дизайнер-исполнитель. Учитель

 

Группа 3СБ (20 учащихся), Пилькевич Олеся Юрьевна

2-15 02 01

 «Декоративно-прикладное искусство»

Художник. Учитель

 

 

Контрольная группа:

 

Группа 22 (28 учащихся), куратор Леная Наталья Валерьевна

3-19 01 51

«Художественно-оформительские работы и дизайн интерьеров»

3-19 01 51-53

«Исполнитель художественно-оформительских работ» 2 разряда

3-91 02 31

Фотография

3-91 02 31-51

«Оператор компьютерной графики»

6-го разряда

 

 

  1. Основные результаты экспериментальной деятельности учреждения образования «Гомельский государственный профессионально-технический колледж народных художественных промыслов»

 

Немаловажное место в подготовке будущих специалистов отводится формированию базовой культуры личности, стержневым компонентом которой выступает эстетическое воспитание, обеспечивающее комплексный подход к развитию личности. Эта работа должна объединять усилия всего коллектива учебного заведения по созданию единой педагогической системы, направленной на организацию гуманной воспитывающей среды, способствующей формированию культуры личности, развитию социальной и профессиональной зрелости, гражданственности и активной жизненной позиции, обеспечение условий для личностно-ориентированного обучения, реализации творческих способностей учащихся.

Таким образом, работа по эстетическому воспитанию, является приоритетным направлением целостного педагогического процесса. Немаловажным аспектом эстетического воспитания является формирование этнической культуры, показателем результативности которой является уровень развития эстетического сознания учащихся, их творческое отношение ко всему освоенному кругу эстетически ценных предметов, явлений, художественных произведений.

Согласно утвержденной программе и календарному плану, экспериментальная деятельность педагогического коллектива учебного заведения осуществлялась   поэтапно.

На I этапе программы — прогностично-проектировочном, было сделано следующее:

  • создана творческая группа экспериментальной деятельности;
  • проведен анализ методической, психологической, педагогической литературы по теме проекта;
  • определены субъекты взаимодействия для реализации проекта;
  • определены методики исследования;
  • составлен и утвержден календарный план экспериментальной деятельности в 2017-2018 учебном году;
  • проанализировано научно-методическое обеспечение и учебно-методическая база в колледже;
  • разработана программно-планирующая документация;
  • созданы условия для коллективной творческой деятельности по теме проекта.

Изучение и анализ методической, психологической, педагогической литературы показал, что на сегодняшний день ученые пришли к выводу, что вопросы, связанные с развитием этноса и внедрения этнокультурных традиций в образовательную практику, являются одними из самых актуальных. Республика Беларусь обладает самобытной культурой, укоренившимися традициями и обычаями, что является немаловажным потенциалом для развития страны в будущем. Общепризнанным фактом считается, что в основе функционирования должна быть заложена именно культура, в общем, и этническая идентичность каждого народа, в частности.

Творческой группой проекта был проведен анализ, в результате которого было выяснено, что этнопсихологические исследования, изучающие своеобразие этнической идентичности белорусов, стали проводится только в начале 21 века. Их результаты позволяют утверждать, что на современном этапе развития белорусского общества прослеживается невысокий уровень развития национальной самооценки, чувства национального достоинства, не выраженность интереса к историко-культурной самобытности своего народа. Исследование является актуальным в связи со сложностью переживаемого исторического момента, обусловленного, во-первых пока небольшим периодом суверенности и независимости Беларуси, а во-вторых продолжающимися активными политическими, экономическими и социальными изменениями, влияющими на характер этнической идентичности белорусов.

 

Второй этап проекта – практический, включал изучение сформированности представлений учащихся об этнической культуре белорусов, определение основных направлений и условий воспитания в учебно-воспитательном процессе. А также проведение мероприятий по формированию и развитию представлений о белорусском фольклоре (традиции, обычаи, костюмы, песни, танцы).

Работа осуществлялась по следующим направлением:

  •  Формирование и укрепление представлений о белорусском фольклоре, приверженность к традициям своего народа;
  •  Воспитание и знание нравов, обычаев, традиций белорусской культуры;
  •  Укрепление представлений о песнях и танцах.

 

В рамках экспериментальной деятельности по проекту «Апробация педагогической системы формирования этнической культуры в процессе учебно-исследовательской и производственной деятельности учащихся» в тематический план учебной дисциплины «Технология материалов» было включены следующие темы:

— Промыслы связанные с плетением из лозы, растительного сырья и соломки;

— Народная керамика, гончарство, фарфор;

— Белорусская народная вышивка по ткани;

— Ковры и узорное ткачество Беларуси;

— Белорусский национальный костюм.

(Приложение 1).

Также в дисциплину «Черчение, перспектива и конструирование»,  были включено изменения в содержании учебных тем (Приложение 2).  

 

Для организации экспериментальной деятельности, творческой группой была разработана и апробирована модель педагогической системы по формированию этнической культуры в процессе учебно-исследовательской и производственной деятельности учащихся.  В 2017-2018 учебном году она направлена  на  формирование и развитие представлений о белорусском фольклоре (традиции, обычаи, костюмы, песни, танцы).

 

 

Модель формирования этнической культуры учащихся в процессе исследовательской и производственной деятельности, включает: целевой, организационный, кадровый и содержательно-технологический компоненты.

Использование этноориентированных технологий.

Условно мы выделили две группы таких технологий.

Первая группа представлена учебными дисциплинами, курсами, факультативами либо является частью содержания предмета, урока.

Вторая группа технологий реализуется во внеучебной деятельности.

Преимущество в выборе форм организации процесса формирования этнической культуры в процессе учебно-исследовательской и производственной деятельности учащихся отдано коллективно-групповым занятиям: урокам, лекциям, семинарам, экскурсиям, факультативным занятиям. При этом в зависимости от цели урока выбирается оптимальный для каждого случая тип урока: урок-диалог, урок-путешествие, урок — «суд над явлением», урок-вернисаж и др.

Все многообразие этноориентированных форм внеучебной работы с учащимися мы разделили на группы в зависимости от решаемой ими задачи:

  • социально-ориентированные формы («круглые столы», конференции, классные часы, встречи с представителями этнических диаспор, историками, этнографами, деятелями культуры, стенная печать, празднование памятных дат исторического значения, юбилеев выдающихся деятелей культуры, литературы, науки и народных героев);
  • познавательные формы (краеведческие и этнографические экскурсии, походы, дни культуры и фестивали, викторины, тематические вечера, музейная деятельность, секции, кружки, выставки и др.);
  • практико-ориентированные формы (масстер-классы, тренинги, ролевые игры, организационно-деятельностные игры, шефская и благотворительная деятельность);
  • развлекательные формы (вечера, народные праздники, фольклорные концерты и театральные представления, соревнования по национальным видам спорта и народным играм, конкурсы на знатока народных обычаев и др.).

Важным в формировании этнической культуры в процессе учебно-исследовательской и производственной деятельности учащихся является укрепление социальных связей учебных заведений с семьями воспитанников, учреждениями культуры и искусства, общественными организациями.

Особое значение для решения задач этнического образования имеет общественно-полезная деятельность учащихся, в ходе которой усвоенные знания и выработанные убеждения приобрели характер привычных способов поведения.

Исследование позволило установить, что наиболее эффективными методами формирования этнокультурной компетентности учащихся являются активные методы обучения и воспитания, наполненные этнокультурным содержанием. К таким формам относятся следующие:

Циклы интегрированных занятий, включающие различные виды деятельности: познавательную художественно-изобразительную, музыкальную, игровую на основе единого содержания. В соответствии с темой занятия определяется доминирующий вид деятельности: одном случае это может быть конструктивная деятельность, в другом — музыкальная, в третьем — познавательная. Вместе с тем есть темы, где разные вид деятельности являются равнозначным! Например, в субботу, 10 февраля 2018 г. учащиеся группы 3СБ приняли участие в мастер-классе «Изготовление розочек из холодного фарфора» на занятии кружка «Флористическая лепка».

Познавательные, этические, эвристические беседы проводятся на занятиях и в свободное время. Например, во время классных и информационных часов, которые проходят каждый понедельник и четверг ; наблюдений, в ходе экскурсий и досугов, которые помогают приобрести знания в области культуры белорусского народа. 7 февраля библиотека колледжа организовала для учащихся выступление работников областной универсальной библиотеки с медиа-презентацией «Просветители земли белорусской». Гости рассказали учащимся о знаменитых уроженцах нашей земли – Ефросинии Полоцкой, Кирилле Туровском, Франциске Скорине, Сымоне Будном, Василии Тяпинском и других.

Видеопросмотры используются на занятиях, и в свободное время во вторую половину дня. Видеоматериалы включают специально созданные образовательные программы или записи популярных телевизионных передач соответствующей тематики. Видеопросмотры позволяют, во-первых, создать у учащихся динамические наглядные образы жизни и деятельности белорусов; во-вторых, расширить кругозор — учащиеся получают представления о тех событиях, явлениях, предметах, которые не могут непосредственно воспринимать: об исторических фактах, о быте и архитектуре и т.п.

Развлечения и праздники с этнокультурной и государственной тематикой, дают детям колоссальный эмоциональный заряд и обостряют наблюдательность, восприятие, обогащают чувственный опыт, а следовательно, формируют неподдельный интерес к этнокультурным явлениям. 18 февраля коллектив ГГПТК НХП принял участие в праздничных мероприятиях, посвящённых народному празднику «Масленица». Горожан развлекали весёлые клоуны, для детей представлен мастер- класс по художественной росписи, выставка, сувениры и горячие блины для гостей праздника приготовил коллектив учащихся и работников колледжа.17 января в Детском саду № 28 учащиеся колледжа поздравили детей с прошедшими новогодними праздниками театральной зарисовкой «Коляда». Были продемонстрированы музыкальные номера и проведены весёлые игры с детьми, также учащиеся преподнесли памятные сувениры в честь зимних праздников!

Фольклорные концерты и театрализованные представления организуются с участием педагогов, детей и их родителей представляют возможность окунуться в другую этнокультуру, побыть в образе представителя белоруской национальности. Концерты, в которых песни, танцы, игра на музыкальных инструментах могут быть посвящены одной теме (например, празднованию календарных праздников), а могут быть сборными. В свою очередь сценарии театрализованных представлений строятся по мотивам народных сказок или авторских рассказов, отражающих этнокультурную специфику. Они могут воспроизводить календарные и семейные праздники с сопровождающей их фольклорной обрядностью, отражать те или иные этнографические реалии (например, инсценировки посиделок, приема гостей, трудовых действий и т.п.). Накануне Нового года, 28 декабря, первичная организация колледжа «Белорусский союз женщин» устроила ребятам, вынужденным находиться в больнице, хоть небольшое, но всё же чудо. Активисты организации вместе с учащимися колледжа посетили Ожоговое отделение 1-ой городской больницы г. Гомеля. Перед собравшимися в больничных палатах маленькими пациентами был разыгран новогодний спектакль, после чего все дети получили сладкие подарки. По окончании мероприятия медицинский персонал отделения и мамы детей высказали много тёплых слов за подаренную сказку.

 Целевые прогулки, экскурсии обеспечивают знакомство учащихся с социальным, культурным и природным разнообразием родного края. Учащиеся посещают: библиотеки, картинную галерею, музей, памятники архитектуры, парки. Задачи данного вида деятельности — активизировать имеющиеся знания, обогатить опыт, помочь ребенку приобрести объективные представления и знания о белорусе, как этнической общности и их культуре, вне занятий. Экскурсии, посещение выставок, музеев и других культурных объектов способствуют не только расширению знаний о местном окружении, но и приобретению новых сведений о реалиях других этнорегиональных особенностях уклада жизни, культуры беларуского народа. 9 февраля учащиеся колледжа посетили выставку авторских кукол в библиотеке им. Ленина. На выставке представлены работы членов Белорусской гильдии мастеров и ремесленников, выполненные в различных техниках.

Остановимся теперь на методах и приемах активизации процесса формирования этнокультурной осведомленности:

кросс-культурный метод, представляющий собой параллельное изучение этнокультур и позволяющий путем сравнения выявлять общее и особенное в развитии стран и культур народов мира, причины этих сходств и различий; (уроки материальной культуры Беларуси и истории изобразительного искусства)

метод контраста (возможность поучаствовать в ситуациях с контрастными позициями: (городской житель- житель деревни, прошлое-современное);

метод рефлексии (оформление своей собственной позиции в сфере этнических отношений);

метод моделирования и реконструкции (воспроизведение в условиях урока различных сторон быта, обычаев, принятых в разные времена или реконструкция каких то исторических событий в виде устных рассказов или сценок);

игровые методы (игры насыщаются этнокультурным содержанием и используются для усвоения информации и формирования поведенческого навыка, активизации познавательной, двигательной деятельности детей на занятии); 12 января в канун праздника состоялась квест-игра «Каляда» среди преподавателей, мастеров и учащихся колледжа

дискуссионные методы (предметом дискуссии могут быть не только содержательные проблемы, но и нравственные); Коллектив колледжа принял участие в телевизионной программе «Добрый вечер, Гомель «Тема программы — «мой уютный дом» . Как украсить дом в стиле славянских традиций? Что могут предложить будущие дизайнеры, обучающиеся в колледже? На эти и многие другие вопросы получили ответы телезрители, а мастер класс по изготовлению декоративного лотка с изображением национального символа благополучия в доме, который представляли преподаватель спец. дисциплин Пилькевич Алеся Юрьевна и Эйсмонт Валерия, не оставил равнодушным никого.

беседы и обсуждения (направлены на формирование умений анализировать информацию, излагать свои мысли, внимательно слушать и слышать других, отделять эмоциональное от рационального);

открытые задания и упражнения (проведение учащимися анализа учебника, газетной статьи, с целью выявления примеров интересных подходов в выполнении изделия ДПИ);

метод наглядности (предпочтение отдается «активной демонстрации», когда учащимся предоставляется возможность самим изучать предметы, процессы, явления, устанавливать зависимости);

метод проектов (организация исследовательской деятельности учащихся). 4 ноября коллектив учащихся и педагогов колледжа выступил партнёрами в открытии ремесленного магазина «Свая палiчка». Были представлены модели эксклюзивной одежды для городских модниц «Люся» и » Графит» театром моды «Подиум Арт». Для присутствующих гостей, также, были организованы мастер-классы резьбы по дереву и лозоплетению. Жители города были очарованы искусством ремесленничества мастеров.

прием развивающие вопросы. В ходе такой беседы ставлю вопросы, побуждает детей — на основе наблюдений, личного опыта, представлений, ранее приобретенных знаний — сравнивать, сопоставлять отдельные факты, явления, присущие этническим культурам, а затем путем рассуждений делать выводы, выделяя что-то общее, особенное или единичное в культурах разных народов. 13 декабря прошла викторина «Я гражданин своей страны». Учащиеся проверили, насколько хорошо они знают историю, культуру, быт своей страны.

Искусство педагогов состоит в умелом комбинировании методов и приемов, в логичном соотнесении их с формой, местом использования, возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников.

При знакомстве детей с национальным наследием огромная роль принадлежит родителям. Именно в семье дети получают первые представления о культуре своего народа, формируется уважение к представителям других культур и к самим этим культурам. Использование потенциала семьи осуществляется путем:

  • участия родителей в выставках семейного творчества;
  • устройства презентаций национальных раритетов, семейных традиций;
  • предоставления родителями фотографий, альбомов, брошюр, видеоматериале предметов быта и искусства, хранящихся семье или привезенных из путешествий.
  • создания музея советского периода с привлечением раритетных предметов семейных коллекций;
  • ведения вместе с детьми исследовательской деятельности (метод проектов) с дальнейшим представлением ее результатов в образовательном процессе;
  • создание генеалогического древа. Эта акция позволяет по-новому взглянуть на родословную собственной семьи, узнать новые сведения о своих предках.

Исследование, проведённое нами, показало, что эффективной формой формирования этнического самосознания учащихся является музейная деятельность.

Создание многих музеев прикладного искусства в колледже позволило вынести широкое образование в области этнологии за рамки регламентированных учебных программ.

Музей выполнял следующие функции: пополнение фондов, систематизация подлинников, сохранение подлинников; демонстрация экспонатов. Кроме перечисленных четырёх функций, музей прикладного искусства колледжа выполнял еще одну, не менее важную — это особая форма дополнительного образования, развивающая кругозор учащихся и побуждающая их к сотворчеству, активности, самодеятельности. Данные качества развиваются у них в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганде экспонатов музея. Также музей способствовал гражданско-патриотическому воспитанию, формированию у них положительных установок.

В музее представлены как подлинные предметы быта (прялка, рубель, утюги старинные, самовары и др.), так и различные воспроизведения (макет русской избы), наглядные пособия, сделанные руками детей. Экспонаты музея способствовали визуализации обучения на уроках литературы, истории, изобразительной деятельности, технологии. Без зрительных образов ученик не в силах правильно воспринимать сведения о материальной культуре народа, а также о характере взаимоотношений между людьми в том или ином историческом периоде, и тем более восстановить историко-этнографические реалии в художественных произведениях. В работе музея прикладного искусства использовались различные формы работы с учащимися.

К проведению экскурсий для младших школьников, гостей колледжа активно привлекаются группы ССУЗа. Музейные экспонаты могут играть роль театрального реквизита. Вот почему целый ряд занятий может быть построен в форме инсценировок.

В музее достаточно успешно проводятся тематические занятия не только в рамках спецкурса какой либо дисциплины, но и уроки истории, литературы, экологии и др., поскольку предметы материальной культуры нередко имеют утилитарную и символическую нагрузки, способствуют визуализации обучения на уроках.

Одновременно с поиском и изготовлением экспонатов осуществлялось изучение особенностей этнических культур, языка, обычаев, традиций. В музее создаются условия для проявления активности детей. Принцип интерактивности, то есть знание через руки, предполагает приобретение опыта личного соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир. Выпускники колледжа под руководством педагогов создают экспозиции, стационарные и передвижные выставки. Так, выставку они представляли воспитанникам детских садов, учащимся школ и с нею познакомились не только учащиеся, но и родители, жители микрорайона, школы.

Большое значение имеет музей прикладного искусства в приобретении учащимися умения в организации поисково-исследовательской деятельности. Они собирают имеющиеся у жителей микрорайона старинные предметы материальной и духовной культуры. Поисковая группа выявляет умельцев в микрорайоне, организует с ними встречи, выставки изделий этих умельцев, записывает их рассказы о своём увлечении, делает видеозаписи их домашних коллекции. Жителями микрорайона переданы в школьный музей старинные предметы быта и кухонная утварь: прялки, чесалка, рубель, старинный кувшин ручной работы, самовар и др. Экспозиция музея пополняется изделиями, выполненными учащимися (сейчас их уже более 250). Пополнение фондов музея осуществляется также путем организации походов, экспедиций, исследований учащихся.

Учащиеся ССУЗа активно занимаются экскурсионно-просветительской работой. Они проводят экскурсии по музею для учащихся, родителей, гостей колледжа, беседы по отдельным его разделам для учащихся младших и средних классов, оказывают содействие учителям в использовании музейных материалов в учебном процессе. Большой интерес вызывали экскурсии на темы: «Особенности национальных костюмов», «Особенности быта белорусского народа в XIX веке», «Национальные игрушки».

Учебные экскурсии, как форма организации обучения в условиях музея, способствовали познанию и изучению учащимися различных объектов и явлений этнокультурной действительности. Экскурсии ставили задачей развитие способностей учащихся действовать с познавательных позиций в окружающем их мире, помогали формировать эмоциональные качества учащихся, чувство прекрасного, ощущения радости познания, желания быть полезными обществу. Экскурсии в музеи учат понимать произведения искусства, находить красоту в обыденных вещах и явлениях. Диалог является основой музейно-педагогической деятельности (между экспонатом и посетителем, экскурсоводом и аудиторией и т.д.). Это касается не только социальных контактов со значимыми для ребенка людьми. Посетители музея из пассивных зрителей становятся активными участниками происходящего, получая возможность пропустить через «линии внутреннего переживания» все, что предлагает им музей.

Для того чтобы стимулировать деятельность детей и помочь им реализовать свои творческие способности, в ходе эксперимента задействован и театр мод «Подиум АРТ». Учащиеся не раз участвовали в модных показах, различных мероприятиях, включая Республиканский конкурс – фестиваль «Мельница моды» и заслуженно удостаивались многочисленных наград. Театр — синкретический вид искусства. Он позволит сфокусировать вокруг себя множество творческих мастерских по изготовлению реквизита и подготовке спектакля:

— историко-этнографический костюм;

— театральная этнографическая кукла;

— ландшафт и предметы быта в оформлении сцены;

— музыка и пение.

Конференции, проводимые по этнокультурной тематике, позволяли приблизить обучение к научным формам деятельности. На стадии подготовки к конференции учащиеся самостоятельно выбирали тему доклада, выполняли небольшое исследование и готовились к выступлению.

В нашей модели формирования этнического самосознания в качестве одного их эффективных методов мы выделили тренинг, направленный на повышение этнокультурной компетентности и развитие навыков конструктивного межкультурного диалога. Использование тренинга как одного из методов развития этнического самосознания объясняется тем, что он направлен на достижение личностных изменений, ориентирован на детей с достаточно развитым уровнем самосознания. Целью тренинга не является формальное усвоение предлагаемых моделей поведения, личность должна изменяться под влиянием нового опыта, интерпретируя его и проявляя в новых моделях поведения, межличностного отношения. Поэтому, мы считаем, наиболее целесообразным проводить со старшеклассниками занятия в форме тренинга межкультурного взаимодействия.

С целью изучения сформированности этнической культуры нами были использованы следующие методики: «Типы этнической идентичности» (Солдатова, Рыжова), анкета «Уровень знания белорусского фольклора».

  1. Для того, чтобы выяснить, насколько учащиеся экспериментальных и контрольной групп осведомлены о белорусском фольклоре (традиции, обычаи, костюмы, песни, танцы), в октябре 2017 года им была предложена анкета «Уровень знания белорусского фольклора». Анкетирование прошли учащиеся экспериментальных групп (3Д и 3СБ группы) в количестве 38 человек и контрольной группы (22 группа) в количестве 25 человека. Ответы большинства опрошенных учащихся в начале экспериментальной деятельности показали, что у 51% учащихся экспериментальных групп и у 57% учащихся контрольной группы – средний уровень, у 32% экспериментальных групп и 30% контрольной группы – низкий уровень, у 17% учащихся экспериментальных групп и 13% учащихся контрольной группы – высокий уровень осведомленности о белорусском фольклоре (диаграмма 1).

 

Диаграмма 1 «Уровень осведомленности учащихся в экспериментальной группе» (октябрь 2017)

 

Такую же анкету они заполнили и в марте 2018 года.  Результаты расположились следующим образом: низкий уровень – 24% в экспериментальной группе и 28% в контрольной, средний уровень – 41% в экспериментальной группе и 59% в контрольной, высокий уровень – 35% в экспериментальной группе и 13% в контрольной (диаграмма 2). Более подробную информацию можно увидеть в Приложении 3.

 

Диаграмма 2 «Уровень осведомленности учащихся в экспериментальной группе» (март 2018)

 

Для сравнения показателей в октябре 2017 года и в марте 2018, представим данные на диаграмме 3.

 

Диаграмма 3 «Динамика уровня осведомленности учащихся»

 

Из диаграммы видно, что низкий уровень осведомленности учащихся снизился на 8%, средний и высокий уровни повысились на 10% и 18% соответственно, что свидетельствует о положительной динамике проведенных мероприятий.

 

  1. Методика «Типы этнической идентичности» (Солдатова, Рыжова). Данная методическая разработка позволяет диагностировать этническое самосознание и его трансформации в условиях межэтнической напряженности. Один из показателей трансформации этнической идентичности – это рост этнической нетерпимости (интолерантности). Толерантность/интолерантность – главная проблема межэтнических отношений в условиях роста напряженности между народами – явилась ключевой психологической переменной при конструировании данного опросника. Степень этнической толерантности респондента оценивается на основе следующих критериев: уровня «негативизма» в отношении собственной и других этнических групп, порога эмоционального реагирования на иноэтническое окружение, выраженности агрессивных и враждебных реакций в отношении к других групп.

Типы идентичности с различным качеством и степенью выраженности этнической толерантности выделены на основе широкого диапазона шкалы этноцентризма, начиная от «отрицания» идентичности, когда фиксируется негативизм и нетерпимость по отношению к собственной этнической группе, и заканчивая национальным фанатизмом – апофеозом нетерпимости и высшей степенью негативизма по отношению к другим этническим группам.

На начало года опрошено 38 учащихся экспериментальных групп и 25 учащихся контрольной группы.

Данные представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 «Типы этнической идентичности» (октябрь 2017)

 

Типы этнической идентичности

Эксперимент. гр.

Контор. гр.

К-во чел.

%

К-во чел.

%

Этнонигилизм

2

5

2

8

Этническая индифферентность

4

9

7

28

Норма (позитивная этническая идентичность)

31

72

16

64

Этноэгоизм

3

7

Этноизоляционизм

1

2

Этнофанатизм

2

5

 

Результаты расположились следующим образом (экспериментальная группа):

1) Позитивная этническая идентичность (72%)  – это значит, что позитивное отношения к собственному народу сочетается с позитивным отношением к другим народам. В полиэтническом обществе позитивная этническая идентичность имеет характер нормы и свойственна подавляющему большинству. Она задает такой оптимальный баланс толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам, который позволяет рассматривать ее, с одной стороны, как условие самостоятельности и стабильного существования этнической группы, с другой – как условие мирного межкультурного взаимодействия в полиэтническом мире.

2) Этническая индифферентность (9%) –  размывание этнической идентичности, выраженное в неопределенности этнической принадлежности, неактуальности этничности.

3) Этноэгоизм (7%) – данный тип идентичности может выражаться в безобидной форме на вербальном уровне как результат восприятия через призму конструкта «мой народ», но может предполагать, например, напряженность и раздражение в общении с представителями других этнических групп или признание за своим народом права решать проблемы за «чужой» счет.

4) Этнонигилизм (5%)  –отход от собственной этнической группы и поиски устойчивых социально-психологических ниш не по этническому критерию; и этнофанатизм (5%) – готовность идти на любые действия во имя так или иначе понятых этнических интересов, вплоть до этнических «чисток», отказа другим народам в праве пользования ресурсами и социальными привилегиями, признание приоритета этнических прав народа над правами человека, оправдание любых жертв в борьбе за благополучие своего народа.

5) Этноизоляционизм (3%) – убежденность в превосходстве своего народа, признание необходимости «очищения» национальной культуры, негативное отношение к межэтническим брачным союзам, ксенофобия.

Такую же методику они прошли и в марте 2018 года. На конец года опрошено 40 учащихся экспериментальных групп и 24  учащихся контрольной группы (смотри таблица 2).

 

Таблица 2 «Типы этнической идентичности» (март 2018)

 

Типы этнической идентичности

Эксперимент. гр.

Контр. гр.

К-во чел.

%

К-во чел.

%

Этнонигилизм

1

4

2

8

Этническая индифферентность

3

7

2

8

Норма (позитивная этническая идентичность)

33

82

19

79

Этноэгоизм

3

7

1

5

Этноизоляционизм

Этнофанатизм

 

Из таблицы видно, что преобладает такой тип идентичности, как норма (позитивная этническая идентичность) (82%), затем идет этноэгоизм (7%), этническая индифферентность (7%), этнонигилизм – 4% (описание смотри выше, под таблицей 1).

 

Для сравнения данных показателей в октябре 2017 года и в марте 2018, представим данные на диаграмме 4.

 

Диаграмма 4 «Типы этнической идентичности в сравнении»

 

Примечание: 1 – этнонигилизм, 2 – этническая индифферентность, 3 – норма, 4 – этноэгоизм, 5 – этноизоляционизм, 6 – этнофанатизм.

 

Из диаграммы 4 видно, что тип этнической идентичности «Этнонигилизм» снизился на 1%, «Этническая индифферентность» снизился на 2%, «Норма» повысилась на 10%, «Этнонигилизм» не изменилось, «Этноизоляционизм» снизился на 2% и «Этнофанатизм» снизился на 5%, что свидетельствует о положительной динамике. Более подробную информацию см. в Приложении 4.

 

Ведущим фактором влияния воспитания на личность является его целенаправленный характер, он систематичен и осуществляется на большом культурном материале. Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает специально организованная воспитательная работа, которая осуществляется в образовательном учреждении.

Для построения развивающей личность системы, эстетическому воспитанию на современном уровне требуется сложная структура средств, включающих помимо искусства и собственно эстетические объекты и явления.

 

Согласно программы с учащимися были проведены следующие мероприятия:

  • «Этнографический турнир»,
  • «Толока»,
  • «Покрова»,
  • «Дзяды»,
  • «Белорусская свадьба=Беларускае вяселле»,
  • «Рождественский пост»,
  • «Грамніца», «Крещение Господне. Крещенский сочельник»,
  • «Каляда. Калядная зорка»,
  • «Сретение Господне»,
  • «Масленица»,
  • «Прощеное воскресение»,
  • «Гуканне вясны»,
  • «Стравы Беларусі»,
  • «Благовещение Пресвятой Богородицы».

 

Данный блок мероприятий был направлен на усвоение национальных ценностей, которые составляют ту, необходимую основу формирования уникального внутреннего мира каждого человека, который является основой его неповторимой личности и индивидуальности, эффективного развития и функционирования общества в целом.

Еще одним немаловажным блоком в нашем проекте являются экскурсии и просмотр видеофильмов.

Музей – кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений. Музеи способствуют формированию образовательной и познавательной потребностей личности учащихся. Особое внимание мы все-таки уделяли воспитательной функции музеев, их значимость в становлении нравственного и эстетического. Нередко, именно посещение музея, становится основой для формирования познавательного интереса.

 

В рамках проекта мы посетили:

  • «Могилев. Город на Днепре»;
  • «Брест: на перекрестке дорог и времен»;
  • «Полоцк. Дорогами легенд и преданий».

 

Также, согласно плана мероприятий, был организован просмотр видеофильмов посвященных быту и этнографической принадлежности Беларусов:

  • Документальный фильм про белорусский фольклор «Песні старой Еўропы — старажытныя беларускія народныя песні» (2016)
  • «Белорусские песни: традиция расстояния» (2017)
  • «Дикая охота короля Стаха» (1979)
  • Фильм из цикла «Белорусский народный календарь» — «Радуніца» (2006)
  • Фильм из цикла «Белорусский народный календарь» — «Дзяды» (2006)
  • Фильм из цикла «Белорусский народный календарь» — «Масленіца» (2005)
  • Фильм из цикла «Белорусский народный календарь» — «Шчодры вечар» (2004)

 

Наша задача и цель сохранять и преумножать наши культурные ценности, как духовные, так и материальные, ибо одно неразрывно связано с другим.

Учащиеся, с которыми апробируется данная программа остались довольны всеми организованными и проведенными мероприятиями, получив огромный заряд позитива огромный багаж знаний. Они делились друг с другом впечатлениями об услышанном и увиденном.

 

 Вопросы развития этноса, этнического воспитания в последнее время приобрели особую актуальность практически во всех сферах жизни мирового сообщества. Ученые рассматривают проблему этничности как одну из важнейших проблем современности, от которой во многом зависит будущее всего человечества. Суверенная Республика Беларусь, занимающая особое геополитическое место в развивающемся мире, обладающая уникальной самобытной культурой и многовековыми традициями, имеет достаточный экономический и духовный потенциал, чтобы успешно развиваться в будущем. Рассмотрение особенностей и содержания этнокультурных направлений такого развития представляется чрезвычайно важным как для настоящего, так и для будущего республики.

В последнее время в мировом сообществе окончательно сформировано убеждение, что стратегия развития человечества, ориентирующаяся сугубо на экономические и научно-технические критерии, не только бесперспективна, но даже и пагубна для цивилизации. Общепризнано, что в основе жизнедеятельности любого общества и любого человека должна быть культура.

Приобщение индивида к этнической культуре означает формирование у него этнического стереотипа, этнического самосознания, образа жизни своей общности, правил поведения и норм этикета, характерных для данного этноса. В структуре этнической идентичности выделяются три компонента: когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя ее членом), аффективный (чувство принадлежности к группе, оценка ее качеств, отношение к членству в ней) и поведенческий (проявления себя как члена этнической группы).

Для реализации модели формирования этнической культуры в процессе учебно-исследовательской и производственной деятельности учащихся были осуществлены корректировки учебно-программной документации по следующим дисциплинам: «Технология материалов», «Черчение, перспектива и конструирование». Разработано календарно-тематическое планирование по данным дисциплинам с учетом реализации экспериментального проекта. Также большое значение мы уделили внеклассной работе с учащимися. Она носит самый разнообразный характер: народные праздники, конкурсы, диспуты, викторины, встречи, экскурсии, мастер-классы.

Таким образом, система формирования этнической культуры в процессе учебно-исследовательской и производственной деятельности учащихся складывается из сочетания аудиторных занятий с внеаудиторной воспитательной работой.

 


 

  1. Общие выводы

Одним из основных средств развития личности и формирова­ния ее базовой культуры выступает содержание образования. При знаниево-ориентированном подходе в центре внимания находятся знания как отражение духовного богатства человечества, накопленного в про­цессе поисков и исторического опыта. Знания, конечно, важные социальные ценности, поэтому и знаниево-ориентированное со­держание образования имеет безусловное значение. Оно способ­ствует социализации личности, вхождению человека в социум. С этой точки зрения такое содержание образования является жизнеобеспечивающей системой.

Однако в последние несколько десятилетий в свете идеи гуманизации образова­ния все более утверждается личностно-ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования. Личностно-ориентированное содержание образования направ­лено на развитие целостного человека: его природных особенно­стей (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, труже­ником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, ду­ховности, творчества). При этом развитие и природных, и соци­альных, и культурных начал осуществляется в контексте содер­жания образования, имеющего общечеловеческую, национальную и региональную ценность.

Именно поэтому, экспериментальный проект «Апробация педагогической системы формирования этнической культуры в процессе учебно-исследовательской и производственной деятельности учащихся»  — это продукт целенаправленной психолого-педагогической и воспитательной работы.

Проведенная работа и результаты мониторинга свидетельствует о положительной динамике представлений о белорусском фольклоре (традиции, обычаи, костюмы, песни, танцы) у учащихся, правильности выбранного направления и важности решаемых актуальных задач. Наблюдение и беседы с учащимися, их анкетный опрос показывают  интерес   к   предложенным   формам   работы.      Учащиеся активно готовились и принимали участие в различных мероприятиях, что способствовало расширению их кругозора, формированию взглядов и убеждений.

Итогом работы в этом году являются не только приобретенные знания, но и развитие активной жизненной позиции, соответствующих компетенций, необходимых для успешных взаимоотношений с людьми разной национальности.